"Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса"
Характеристика компонентов
предметно - развивающей среды в группах
МБДОУ № 30
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон. В группах созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской), оснащенных большим количеством развивающих материалов, что позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности. Все предметы доступны детям.
Интерьер групп отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации.
Групповые помещения условно подразделены на зоны, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.
В познавательной зоне размещены центры и уголки, в соответствии с возрастом детей: центр творчества, познавательно-речевой уголок, уголок природы и экспериментирования, уголок сенсомоторного развития, музыкальный, физкультурный уголок.
В центре творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, глина, масса для лепки, цветное тесто, различные виды бумаги, ножницы, шаблоны, раскраски и т. д. В уголке собраны альбомы «Декоративно-прикладное творчество» и «Картины известных художников».
В познавательно-речевом уголке имеется подборка иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт» и т. д.), серии картинок «Любимые сказки», наборы предметных и сюжетных картинок, различные дидактические игры.
В книжном уголке размещены книги в соответствии с программой, которые обновляются один раз в месяц.
В уголке ОБЖ расположен макет «Улица» - по ПДД, наглядные пособия (наборы картинок), альбомы «Моя безопасность» (дома, на улице, на природе), игрушки по данной тематике (машинки, дорожные знаки), настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких», лото «Транспорт»).
В уголке природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки, тряпочки. В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи-фрукты» и т.д.); материалы для экспериментирования: природный материал, разные виды бумаги и т.д.
В уголке сенсомоторного развития имеются большое количество логико-математических игр, кубики Никитиных, игры на плоскостное моделирование, вкладыши-формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото.
В музыкальном уголке групп собраны различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо; музыкальные инструменты; фонотеки с записями различных сказок, классической и народной музыки.
В физкультурном уголке имеются мячи, кегли, скакалки, обручи, флажки и т.д. Реализуя здоровьесберегающую технологию, пополнили физкультурный зал следующим оборудованием: массажными мячами, дорожкой со следами, массажными и пневматическими ковриками, способствующими профилактике плоскостопия, а так же ковриками для развития координации движений.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы, посуда, коляски для кукол; для мальчиков наборы инструментов, машины, конструкторы.
На территории детского сада ребенок проводит много времени, от того на сколько она будет привлекательной и правильно спланированной, периодически обновляющейся, с решением вопросов экологически нравственного физического, художественного воспитания, будет зависеть каких детей мы воспитаем. Наш участок - неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участие взрослые и дети. Разбили «Лекарственный огород», где выращиваем лечебные травы: подорожник, мать - и- мачеху, пастушью сумку, ромашку, одуванчики. Очень любят дети играть на «туристической базе», здесь у нас есть импровизированное кострище, котелок (песочница), домик туриста. Физкультурная площадка оборудована спортивным инвентарем и оборудованием.
На территории ДОУ имеется сад фруктовых деревьев, разбиты грядки для посадки овощей, что обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям на участке детского сада за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном учреждении выстроена на основе выбора и сочетания примерной основной общеобразовательной программы, парциальных программ, педагогических технологий, представляющих федеральный и региональный компонент образования. Сочетание образовательных программ обусловлено необходимостью приведения содержания разделов комплексной программы в соответствие требованиям ФГОС ДО и реализации приоритетных направлений. Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного духовно-нравственного развития детей.
Программы и технологии, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, скоординированы с целью обеспечения целостности педагогического процесса. Комплекс программ и технологий отвечает требованиям современного развивающего обучения детей раннего и дошкольного возраста, расширяет область их социально-нравственных ориентаций и чувств, развивают творческий потенциал. Выбранные парциальные программы и технологии усиливают разделы реализуемой программы.